Previous Entry | Next Entry

Предпоследняя часть рассказа о майском походе. Можно почитать с самого начала или про предыдущий день.

30 мая 2014г. Четвертый день похода.
д.р Аксаут - подъем под перевал Кызыл-Ауш - два озера под вершиной Кызыл-Ауш-Дуппур(радиально)

Утром наконец-то встали во вменяемое время и быстро собрались. Вышли в 9:15, для этого похода прямо рекорд)
Стоянка у нас была аккуратно напротив тропы не перевал, оставалось подойти к склону и найти ее начало. Путь на перевал лежит орографически левым берегом ручья Кызыл-Ауш, и начинается вон на том холме, усыпаном камнями.

Погода хороша с самого утра. Ясно и свежо, и судя по облакам, скорее всего дождя сегодня не будет.

Выходим на нужную нам тропу, и сразу же начинается крутой подъем через лес. Через непродолжительное время поднимаемся на пупырь, который мы видели с дороги. Лес здесь сухой и мертвый, много лет назад он сильно пострадал от лесного пожара. Около тропы в изобилии цветет земляника, можно представить сколько тут будет ягод летом.

По мере подъема нам открываются впечатляющие виды на долину Аксаута и хр. Марка-Бикаус, отделяющий от нас долину Марки, по которой мы спускались вчера.

Аксаут остается далеко внизу, с такой высоты эта бурная река выглядит как тонкая голубая лента в изумрудных лугах. В долине ведется выпас скота, вот и сейчас мы видим стадо коров, видимо с той самой фермы, до которой нас подвозили.

Поднимаемся не особо быстро, жарко и солнце весьма серьезно припекает. А отдохнуть в тени толком негде, т.к. дереья тут только молодые и редкие. Все остальное когда-то давно погибло в пожаре, и теперь голые стволы бывших сосен лишь одиноко торчат на склоне. Или хаотично валяются там же.

Крутизна подъема не меняется, поэтому высоту мы набираем достаточно быстро. Вот уже в прямой видимости и сам перевал Кызыл-Ауш. Снега на нем практически нет, только небольшой карниз, который судя по всему будет легко обойти.

Доходим практически до границы леса. Еще немного, и последние деревья остантся позади.
У ручья набираем воды, в этом месте тропа подходит к нему достаточно близко и можно без проблем пополнить свои запасы. А вот ниже это сделать не так то просто, пришлось бы спускаться глубоко в ущелье.

Под одним из последних больших деревьев устраиваем привал. В тени очень хорошо отдыхать и любоваться на белоснежные горы Теберды.

Идем дальше, и поднимаемся до ближайшей видимой седловинки, с которой виден кош. От этого коша 1,5-2 часа подъема на перевал, если не торопиться.
Сама седловина перевала Кызыл-Ауш находится рядом с вершиной Кызыл-Ауш-Дуппур. Точнее там их две, и правильная та, на которой больше снега)

Кызыл-Ауш-Дуппур

На противоположном склоне ручья уже расцвели рододендроны! Довольно рано для них, хотя в принципе в другом районе я их видела цветущими и на майские праздники.

Рододендрон кавказский

А около нашей тропы растут рябчики :) Занесены в Красную книгу, но тут их целые поля!

Рябчик в горах

Около коша мы в оказываемся в 15:00. Я жду когда поднимется и Сергей, который немного отстает.

Тут отдыхаем и наслаждаемся великолепными видами.
На переднем плане хр. Марка-Бикаус, с доминирующей вершиной Сухая Марка 3553м. На заднем плане Тебердинский хребет, с глубоким провалом Мухинского перевала. И прямо над ним сверкающий снегами Эльбрус!

После отдыха решаем, что на перевал сегодня не пойдем. Времени у нас хватает, но мы сегодня уже и так набрали километр высоты. По ТБ очень не рекомендуется набирать больше, чтобы не спровоцировать горную болезнь. На таких высотах как тут она еще не проявляется, но Сергей говорит что высоту ощущает, хоть и без ухудшения состояния. Ранее он был в горах существенно ниже, и оз. Малая Марка, на котором мы были несколько дней назад, пока что является для него самым высоким. Оно находится на высоте 2733м, а наш перевал - 2871м.
У меня уже тоже нет особого энтузиазма подниматься на него именно сегодня, времени это нам особо не сэкономит.

Но и ночевать у коша нам тоже не хочется. Во-первых там грязно и скучно, а так же довольно далеко спускаться за водой. Во-вторых еще рано и у нас еще весь вечер в запасе.
Я вспомнила, что тут недалеко есть два маленьких озерца. Я о них читала когда-то в блоге asvetka, и они мне показались достаточно интересными и достойными посещения.

Озера эти находятся в одном из истоков р.Кызыл-Ауш и между отрогами г. Кызыл-Ауш-Дуппур. Мы решили, что и на ночевку можно встать именно там.
А раз так, то нам потребовалось перейти реку и идти по другому берегу. Правда озера могут быть под снегом, мы видели снизу что в районе их местоположения снега вполне прилично так. Но решили что все равно будем ночевать в той стороне, пусть и не у самих озер.

река Кызыл-Ауш

Так вот, мы спустились к реке по одной из натоптаных скотом тропок и двинулись вверх к ее истоку. И тут, глянув на карту я поняла свою ошибку. Озера находятся в верховьях орографически правого истока р. Кызыл-Ауш, а мы двигались вдоль левого. Таким образом, чтобы попасть к озерам, нам надо было перевалить небольшой хребтик, который эти два истока разделяет.

Но в общем-то и ночевать именно около озер не было особого смысла. Ровное место под палатку нашлось и тут, недалеко от ручейка.

Мы поставили палатку, закинули в нее рюкзаки, и отправились в радиалку налегке.

По козьей тропке перевалили хребтик. С этого места нам вновь открылся вид на Эльбрус, и я запланировала завтра утром поснимать отсюда рассвет.

Далее, по тем же козьим тропкам мы двинулись траверсом по склону, в сторону озерной котловины. Внизу, слева по ходу движения, въется белоснежная лента ручья, который вытекает из озер. Суровые мрачные скалы отрогов г. Кызыл-Ауш-Дуппур сильно выделяются, на фоне живописной и зеленой долины.

Склон, по которому мы идем, сначала травянистый, а потом начинаются каменные россыпи, временами покрытые еще не растаявшими снежниками. Траверс проблем не представляет, идем по натоптаным тропкам. Правда Сергей чувствует себя не очень уверено на таком рельефе, поэтому идет медленно. Но мы никуда и не торопимся, до темноты еще куча времени.

Как и ожидалось, озерца оказались под снегом, только самую малость начали оттаивать. Жалко конечно, тк я надеялась что они хотя-бы подо льдом и можно рассмотреть берега. Озера находятся в цирке, в который попадает мало солнечного света. Поэтому они оттаяли не так сильно, как озеро Малая Марка, которое находится на практически той же высоте.

Я очень порадовалась, что мы не поперлись сюда с рюкзаками :) Т.к ночевать тут было бы очень сурово, холодно и неуютно. Да еще и хрен найдешь место под палатку, когда вся озерная котловина забита снегом. Не говоря уж о том, что это неоправдано далеко от перевала, по сравнению с тем местом ночевки, которое выбрали мы.
Ну а само место безусловно интересное, и при наличии времени эти озера явно стоит посетить. Особенно в другой сезон :)

В лагерь вернулись тем же путем и легли отдыхать :)

31 мая 2014г. Пятый день похода
перевал Кызыл-Ауш (2871м, н/к) - д.р Маруха

Будильник был заведен на 5 утра, чтобы не пропустить рассвет. Я хотела пофотографировать эльбрус и прочее с того хребтика, через который мы вчера ходили к озерам. Но выглянув из палатки обнаружила что на горизонте плотная облачность, поэтому пошла спать дальше. К моменту как мы проснулись, облака уже немного разнесло.

Перевальная седловина перед нами в прямой видимости, еще немного и мы будем там.

Собираемся, переходим обратно на другую сторону реки и начинаем подъем на перевал. Набор высоты от скальных выходов до последнего большого обломка скалы дается тяжеловато. Склон тут крутой, а тропы или нет, или мы ее не нашли. Около большого камня тропа снова появилась, натоптаная и хорошая. Подъем по которой прост, и непосредственно перед самим перевалом крутизна не такая большая.

Карниз, который висит на перевале, легко обходится справа по ходу движения. В 11:50 я поднимаюсь на седловину, минут через 10 подтягивается и Сергей.

Сама седловина не является высшей точкой перевала. Тропа на спуск в долину Марухи начинается правее и выше, там же находится и перевальный тур.
Конечно же мы в нем порылись, сняли записку от 7.05.2014 т/к "Планета", г. Ростов-на-Дону. Судя по приписке "говномай", с погодой ростовчанам не повезло. Недалеко от тура даже самодельные снегоступы валялись, кого-то видать сильно прижало, раз пришлось такое сооружать)

У нас же погода прекрасная и очень хорошая видимость. Мы очень рады, что оказались на этом перевале в хороших условиях, виды отсюда великолепны!

На востоке перед нами все высочайшие трехтысячники Теберды - Малая Марка, Большая Марка, Хаджибейбаши и др.

В сторону Архыза нам открывается вид на хр. Морг-Сырты. Справа выделяется характерная вершина г. Большой Карабек, рядом с которой наш следующий перевал - Озерный.
(панорама в большом размере по клику)

Слева я к сожалению узнаю только самую высокую вершину - г. Пшиш, вот уж не знала что он отсюда виден.

В общем, в плане видов перевал идеален, тут очень красиво. Спортивным туристам он как правило не интересен, т.к. в сезон некатегорийный. Но если цель похода - насладиться красотой природы, то сюда однозначно стоит идти)

Спуск с перевала идет по набитой тропе, по крутому травянистому склону.

Тропа идет серпантином и поэтому крутизна не так ощущается, но в межсезонье когда тут лежит снег, склон наверняка лавиноопасен.

Но сейчас никакого снега нет и в помине, а склоны покрыты ковром из колокольчиков.

Мне захотелось сфотографироваться на фоне них, но было лениво снимать рюкзак. Получилось как-то так :)

Чуть ниже видны ацангуары. Это рукотворные строения людей, которые жили тут в незапамятные времена. Назначение этих каменных конструкций до сих пор точно неизвестно.

С тропы видно озеро, исток одного из правых притоков Марухи. Я еще ранее заприметила его на карте и захотела сходить к нему радиально. Озеро подо льдом, но все равно видно что красивое.
Я думала что к нему можно сходить траверсом от той тропы, по которой мы спускаемся, но становится ясно что не получится. Там много разрушеных скал, по которым просто так не походишь.

На это озеро надо подниматься от ручья, который из него вытекает, путь очевиден. Но к сожалению Сергей не захотел снова лезть вверх после спуска, пусть и без рюкзаков. Будь это озеро уже полностью оттаявшим, я бы все-таки уговорила его сходить. А так пришлось отказаться от этих планов, но пометив себе на будущее это место.

По цветущим склонам мы спустились в долину ручья, около которого устроили привал.

Тут все зелено, ниже по течению цветут рододендроны.

Еще ниже на нашей стороне находится кош, пасутся коровы.

Тропа идет все время по правой стороне ручья. Вышли в зону леса, обнаружили что какие-то дураки развели костер прямо в корнях сосны и не потушили его, оставили тлеть. В результате корни дерева, ствол и кора очень сильно обгорели. Наверное в будущем оно упадет, ведь эта сосна растет прямо на обрыве, а корней у нее осталось всего ничего. Костер мы потушили конечно.

Довольно быстро спустились в долину Марухи. На противоположном берегу увидели дорогу, которая взбирается на склон и идет в направлении пер. Озерный. По ней мы пойдем завтра.

Долина реки Маруха

А пока мы спустились к реке, и нашли удобное место для стоянки на ее правом берегу.

Остаток дня просто отдыхали. Надо сказать, что после похода мы собирались провести еще несколько дней у моих родных. И для этого я дополнительно взяла с собой немного чистой одежды, в том числе платье. Вот я и посмотрела что вокруг никого нет, переоделась в палатке и устроила фотосессию :) Правда результат получился таким, что мне захотелось поколотить фотографа штативом, а сами фотки стереть :)) Поэтому и тут наверно не покажу.

Ну а вечером разожгли костер, просто для души. Т.к дров в этом месте много :)
Около него и просидели до самой ночи, пока не пошел дождь.

Продолжение, выход в Архыз через перевал Озерный

[+] подписаться на обновления блога

Текст и фотографии распространяются по лицензии CC BY-SA

( 12 comments — Leave a comment )
in_windows
Sep. 5th, 2014 07:27 am (UTC)
Сколько же за день км проходили? Загоняла Сергея совсем)
lisa_alisa
Sep. 5th, 2014 12:46 pm (UTC)
В эти дни немного, километров по 7, я потом точнее посмотрю по треку. Там просто крутой подъем и из-за этого физически идти тяжалее, человеку который в горах может раз в год)
in_windows
Sep. 5th, 2014 01:09 pm (UTC)
Если всё время подъём, то 7 это прилично.
asvetka
Sep. 5th, 2014 07:32 am (UTC)
Подписала тебе некоторые объекты Архыза, видимые с пер.Кызыл-Ауш
lisa_alisa
Sep. 5th, 2014 12:48 pm (UTC)
О, спасибо, теперь буду знать. Мне гораздо проще опознавать объекты визуально, а не по карте, если они далеко на горизонте.
katyakatya
Sep. 5th, 2014 07:37 am (UTC)
просто невероятно красиво! вы, случаем, новичков с собой в походы не берете?
lisa_alisa
Sep. 5th, 2014 12:47 pm (UTC)
Берем, все же с чего-то начинали) В этом году уже не получится, а вот на следующий сезон у меня куча планов)
fotomm
Sep. 5th, 2014 09:36 am (UTC)
любопытные "рябчики", нам такие не попадались. Снегоступы зачетные!
lisa_alisa
Sep. 5th, 2014 12:51 pm (UTC)
Есть еще другой их вид, научное название не скажу, а по цвету ои темно-бордовые. Вот их было гораздо меньше, видели только в один день, когда поднимались на пер. Озерный.
А желтые прямо целыми полями росли) Для меня не новость цветущие луга в горах, но я прямо каждый раз радуюсь, когда хожу в окружении цветочков, люблю их очень)
lobarg
Sep. 7th, 2014 11:14 am (UTC)
Красиво! Отличные фоточки
lisa_alisa
Sep. 7th, 2014 12:55 pm (UTC)
Спасибо!
andrey_chirko
Nov. 1st, 2014 05:58 pm (UTC)
Очень красивые фотографии,еще больше захотелось туда...
( 12 comments — Leave a comment )